Biomutant представляет собой ролевую игру от третьего лица в условиях открытого мира. Вы управляете существом, похожим на енота в мире с животными, которые мутировали. Можно найти других персонажей, которые будут предоставлять вам услуги и предметы, такие как модификация вашего оружия.
Вы выбираете пол, форму и толщину тела, клыки, рисунок меха и меха, длину и другие атрибуты вашего персонажа, и эти выборы влияют на характеристики персонажа. Например, более толстый и тяжелый персонаж сделает его более устойчивым к урону и сможет наносить больший урон врагам, но замедляет его, в то время как более легкий персонаж делает обратное, делая его быстрее и увеличивая радиус действия, но получать больше урона и наносить меньше урона врагам. Добавление более толстой и крупной головы увеличит интеллект персонажа, сделав его более энергичным и способным к экстрасенсорным способностям. Селектор формы тела представлен шестиугольным ползунком.
Мутации и биомеханические части тела могут быть применены к вашему персонажу после создания персонажа, чтобы изменить его внешний вид и способности, например, добавление механических крыльев или когтей может дать персонажу преимущества.
Биологическое загрязнение, обнаруженное в определенных зонах, позволит вам физически мутировать своего персонажа, используя Био очки, например, давая когти богомола или колючие хвосты, а также дает дополнительные способности. Радиоактивность, обнаруженная в бункерах старого мира, повлияет на разум и добавит пси-мутации, такие как левитация и телекинез. Наряду с предметами одежды можно использовать такое оборудование, как противогазы и кислородные баллоны, а также термостойкую одежду.
Боевая система представляет собой смесь боя в ближнем и дальнем бою. Говорят, что это «боевая система в стиле боевых искусств», битва должна позволять смешивать движения, ловкость и атаки ближнего боя с использованием мутаций. Множество стилей боя, таких как ушу, "кун-фу" могут быть изучены. Вы можете создать оружие, смешивая и сопоставляя детали, полученные в ходе игры, и оружие может варьироваться в зависимости от класса, от таких классов, как дробовики, револьверы и винтовки, до мечей, кинжалов и летучих мышей. Модификации могут быть добавлены к оружию, таким как штопоры или модули бензопилы.